Как тормозить, управляя мотоциклом – богатая тема для «священных войн» потому что два раздельных тормоза на двух колесах дают в итоге значительно больше вариантов применения, чем одна педаль тормоза в автомобиле. Если мы прикинем теоретические выкладки из учебника физики, то при торможении мотоцикла вес стремится сдвинуться на переднее колесо и разгружает заднее. И все вроде бы кристально ясно – основной тормоз передний, им и нужно останавливаться наиболее быстро. Но не все так просто…
Оказывается, 100% эффективность переднего тормоза существует только для относительно легких мотоциклов с короткой базой, т.е. для тех, на которых реально исполнить трюк, именуемый «стоппи». Это в основном спортбайки и легкие дорожные мотоциклы, а так же различные мотарды. Остальные, т.е. более тяжелые или имеющие другую развесовку, типа тяжелых эндуро или круизеров, в принципе не способны перенести при торможении 100% веса на переднее колесо – передняя покрышка начнет скользить раньше от перегрузки. Теперь учтем страх заблокировать переднее колесо, неумение эффективно томозить, непрогретую или просто дубовую резину, неуверенность в дорожном покрытии и так далее…. И к армии неспособных перенести 100% веса на переднее колесо присоединится много людей, которые ездят на тех мотоциклах, которые теоретически могут наиболее эффективно тормозить одним лишь передним тормозом.
Эта нехитрая мысль, которая изложена выше, нужна тут для того, чтобы ниже, когда будет описываться стандартная процедура экстренного торможения с использованием заднего тормоза, вы попробовали задуматься. Во-первых, так учат экстренно тормозить на обязательных курсах подготовки мотоциклистов «за бугром», а во-вторых мыслить штампами типа «попробуй остановить мотоцикл задним тормозом на скорости! Поэтому он не нужен!» - это плохо. В тех спорах, которые мне довелось читать на разных форумах, часто приводились примеры спортсменов на гоночных треках. Но это плохие примеры – на треке нет экстренных торможений, там все прогнозируемо и предсказуемо. А экстренное торможение – это торможение перед неожиданно возникшим препятствием, в процессе которого паника заставляет делать глупости, поэтому оно должно быть отработаным на уровне рефлексов.
Прежде всего, нужно мгновенно решить что нужно делать: тормозить или объезжать препятствие. Промедление и колебание – это смерть. Возможно высказывание про смерть кому-то покажется слишком пафосным, но факт в том, что столкновение с неподвижным препятствием хорошо экипированной тушки уже на скорости 50 км/ч (в момент столкновения) приведет именно к такому печальному итогу. Поэтому вариант «торможу… нет, не успеваю…. начинаю рулить… че-то не рулится… опять торможу» можно признать самым неправильным, несмотря на то, что можно найти случаи, когда все заканчивалось благополучно. Поэтому выбрали для себя стратегию поведения и усиленно рулим или тормозим, даже если в процессе кажется, что во время выбора было совершена ошибка. Ок, теперь можно начинать рассказывать странное….
Первым делом прицеливаемся туда, куда хоти ехать во время торможения, ставим мотоцикл вертикально, давим на педаль заднего тормоза и блокируем заднее колесо. Я говорю это абсолютно серьезно! Дело в том, что когда я честно получал категорию «А», первым делом нас учили блокировать заднее колесо и не падать. Тренировка заключается в постепенном наращивании скорости, на которой блокируется заднее колесо. А весь секрет в том, что когда заднее колесо болтает из стороны в сторону, нужно смотреть далеко вперед и не нависать на руль, т.е. держать руки расслабленными. Без отработки этого упражнения, вернее пока не исчезнет страх от блокировки заднего колеса, никакого экстренного торможения с блокировкой заднего колеса не получится. Но засада в том, что экстренное торможение входит в обязательную программу практического экзамена…
Немедленно после нажатия заднего тормоза нажимается рычаг переднего тормоза. Тут для мотоциклов разной весовой категории и развесовки есть отличия. Для тяжелых и имеющих длинную базу идет торможение на грани блокировки переднего колеса. А для легких с короткой базой на грани отрыва заднего колеса от асфальта, потому что точно так же, как вилли мешает разгону, стоппи мешает эффективности торможения. Чем выше поднялось заднее колесо над асфальтом, тем меньшее замедление требуется мотоциклу для того, чтобы перевернуться и, чтобы этого избежать, прийдется ослабить тормозное усилие на переднем колесе. Все это очень просто написать и еще проще прочитать, но достичь грани сцепления переднего колеса помогут только упорные тренировки. Это на привычном горячем асфальте. А чтобы находить эту грань на любой дороге, нужно научиться чувствовать переднее колесо, ослабляя тормозное усилие в тот момент, когда колесо начинает скользить. Всего этого развлечения лишены владельцы мотоциклов с современной антиблокировочной тормозной системой ABS, которым достаточно поверить электронике, нажать рычаг переднего тормоза изо всех сил и не отпускать его до полной остановки.
Опять возвращаемся к заднему колесу. Если мы такие молодцы, что научились мастерски тормозить передним колесом, то зачем блокировать заднее? Дело в том, что нажатие на педаль заднего тормоза мгновенно дает некоторое замедление, которое вполне заметно даже тогда, когда заднее колесо полностью заблокировалось. Кроме этого, применение заднего тормоза слегка переносит вес мотоцикла вперед, нагружая вилку. Таким образом, автоматически уменьшается риск заблокировать переднее колесо при слишком резком и сильном нажатии на рычаг переднего тормоза. Кроме этого, в момент нащупывания границы сцепления переднего колеса, когда оно начинает скользить, есть риск слишком сильного ослабления усилия на рычаге переднего тормоза, продиктованное опасениями его полной блокировки. В этом случае заднее колесо помогает сократить тормозной путь, так как оно тормозит относительно плохо, но непрерывно.
Что касается именно блокировки, то тут все просто. Считается, что в панике человек не может контролировать тормозное усилие на педали заднего тормоза, поэтому заднее колесо рекомендуется блокировать. Причем в первую очередь при экстренном торможении следует хвататься за тормоза, а уже в процессе торможения нужно выжимать сцепление. Сцепление выжимается не только для того, чтобы не заглох двигатель, а еще и потому, что во время паники некоторые до нажатия на рычаг переднего тормоза не закрывают газ. Особенно это касается тех, кто ездит по городу с всегда лежащими на рычаге переднего тормоза пальцами. Да, время реакции лучше, но как бонус можно получить ситуацию, когда переднее колесо тормозит, а заднее разгоняется. Именно эту проблему можно решить выжиманием рычага сцепления.
И последнее: про эффективность данного приема экстренного торможения. Вообще этот метод расчитан на западных законопослушных мотоциклистов, которые будут его применять на скоростях не более 100 км/ч. В городе он достаточно эффективен: к примеру, тормозной путь при торможении с 50 км/ч будет всего около 8 метров для GSX-R 1000 с мягкими покрышками. Но открываю страшную тайну – можно остановиться быстрее, чем это описано выше. Для этого на спортбайках всего-то нужно откинуться назад (т.е. распрямить руки), нажать передний тормоз достаточно резко, но с прогрессивным усилием, чтобы не допустить блокировки переднего колеса пока на него не будет перенесена большая часть веса мотоцикла. А затем, при признаках его блокировки или вывешивания заднего колеса в воздухе, ослаблять усилие ровно настолько, чтобы этого хватало для восстановления сцепления с асфальтом, но замедление не страдало. Завершить торможение можно высоким «детским» стоппи, что сэкономит немного тормозного пути перед самой остановкой. Что касается скользкой дороги, дубовых покрышек, более тяжелого мотоцикла или развесовки круизера – тут более эффективно тормозить на грани блокировки обоими колесами. Но тормозное усилие, требуемое для блокировки заднего колеса в принципе зависит от тормозного усилия на переднем колесе, так как при торможении вес мотоцикла переносится вперед. Поэтому поймать грань блокировки заднего колеса сложно, и лучше всего это делать, ослабляя тормозное усилие на уже заблокированном заднем колесе. Но этим следует заниматься только после того, как добились максимально возможного торможения передним колесом. Кто считает, что в экстренной ситуации сможет осилить более сложное, но и более эффективное торможение – вперед на тренировки! Yamaha FZR400RR=>Honda VTR1000SP1=>Aprilia RSV1000R=>Aprilia Dorsoduro 1200 + KTM 990 Super Duke=>EBR 1190RX + Kawasaki Z1000=>Triumph Daytona 675 '06=>Triumph Daytona 675 '13
Дата: Понедельник, 16.07.2012, 17:22 | Сообщение # 4
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: PEGASO 650 STRADA=>Dorsoduro 750
Группа: Проверенные
Сообщений: 628
Сейчас: Offline
Да я тоже. Теперь музыку слушать не буду. Ну по крайней мере в городе и на оживленном шоссе. Да, ща вспоминаю как на заднем заблокированном колесе ехал метров 15 по асфальту. Заносит и вправо и влево при этом. Как бы балансируешь на нем. Но нажимать сильнее передний в таком заносе что-то совсем стремно. У меня такой рефлекс почему-то выработался что при повороте передним тормозом нельзя тормозить, а то сразу упадешь на бок. В мотошколе когда ездил там говорили, что в повороте надо передним тормозом очень плавно работать. Типа на дороге может песочек оказаться и на нем колесо переднее улетит в сторону. Ну у меня стереотип и сложился такой. В общем в экстренной ситуации это и вышло наружу, что я передний тормоз дожать не смог
Дата: Понедельник, 16.07.2012, 17:36 | Сообщение # 5
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: Triumph Daytona 675
Группа: Модераторы
Сообщений: 6256
Сейчас: Offline
В мотошколе все правильно говорили. Держи мотоцикл ногами, упирайся коленями в бак при экстренном торможении, как только можешь, и максимально расслабляй руки. Не вздумай переносить массу тела на руль, упираясь в него - навернешься сразу. Ну и вообще не стоит долго ехать на заблокированном колесе - отпусти тормоза. Я понимаю, что страшно заставить себя это сделать, но надо страх преодолеть. Потом почти сразу опять можно нажать, как только колесо начнет вращаться. Тормозной путь на заблокированных колесах все равно намного больше, чем когда они чуть вращаются.
Цитатаviper
ща вспоминаю как на заднем заблокированном колесе ехал метров 15 по асфальту. Заносит и вправо и влево при этом
Это потому что ты на оба тормоза давил слишком сильно. Надо было как только зад чуть понесло - отпускать его совсем и больше не использовать. Или отпускать оба тормоза, ловить момент прекращения блокировки, и снова тискать сначала задний, потом либо одновременно, либо с опозданием на доли секунды - передний. В общем, передавил ты оба тормоза...
Тормозить серьезно в повороте передним тормозом (особенно передним и задним одновременно) - это надо уметь и долгое время тренироваться. Ну или недолго тренироваться, но интенсивно У меня это как-то один раз случайно получилось года через три активной езды по городу, я понял, что ничего особо страшного не происходит, если делать это все с головой и не резко, и теперь периодически притормаживаю передним тормозом в наклоне. Или заезжаю в поворот с зажатым передним тормозом. Обычно падают в повороте на торможении передом потому что неправильно рулят и при этом сильно и резко давят на тормоз, или тормозят с уже заблаговременно вывернутым рулем - это самые распространенные ошибки. А вот только задний тормоз использовать в повороте - милое дело.
Мне понравился абзац про выжимание сцепления, когда все время держишь пальцы на рычаге тормоза, экстренно тормозишь и не можешь закрыть газ. А я думал, только я такую особенность заметил... Сам попадал в такие ситуации пару раз, поэтому стараюсь пальцы вот так не держать никогда, кроме проезда пробок - по ним я еду медленно, максимум 30 км/час, поэтому недозакрытие газа не так страшно. Yamaha FZR400RR=>Honda VTR1000SP1=>Aprilia RSV1000R=>Aprilia Dorsoduro 1200 + KTM 990 Super Duke=>EBR 1190RX + Kawasaki Z1000=>Triumph Daytona 675 '06=>Triumph Daytona 675 '13
Дата: Понедельник, 16.07.2012, 18:07 | Сообщение # 6
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: PEGASO 650 STRADA=>Dorsoduro 750
Группа: Проверенные
Сообщений: 628
Сейчас: Offline
Я тут заказал коротки рычаги сцепления и тормоза, скоро должны придти. Там я думаю эта проблема решена будет за счет того что не надо буде сильно обжимать ручку газа при положении пальцев на тормозе. У меня первое время большой палец просто отваливался т.к. на него вся нагрузка при старте была. Щас вроде можно будет одним пальцем притормаживать и поэтому полностью контролировать газ. В общем когда поставлю их отпишусь по этому поводу.
Дата: Понедельник, 16.07.2012, 18:19 | Сообщение # 7
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: Triumph Daytona 675
Группа: Модераторы
Сообщений: 6256
Сейчас: Offline
Quote (viper)
У меня первое время большой палец просто отваливался т.к. на него вся нагрузка при старте была.
Это как? При старте то же самое, что и при любом виде движения - держишь бак ногами, руки по возможности расслаблены... Ты походу рукоятки сильно сжимаешь. Не боись, не слетишь с мотоцикла. Расслабь руки. Вряд ли ты стартуешь, как в дрэге... Просто потренируйся ездить небыстро с расслабленным руками, хотя бы 10 минут - поймешь о чем я говорю. И никакие короткие рычаги не понадобятся. Я ж как-то езжу с обычными стоковыми... Yamaha FZR400RR=>Honda VTR1000SP1=>Aprilia RSV1000R=>Aprilia Dorsoduro 1200 + KTM 990 Super Duke=>EBR 1190RX + Kawasaki Z1000=>Triumph Daytona 675 '06=>Triumph Daytona 675 '13
Дата: Понедельник, 16.07.2012, 22:13 | Сообщение # 8
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: PEGASO 650 STRADA=>Dorsoduro 750
Группа: Проверенные
Сообщений: 628
Сейчас: Offline
Дык пальцы то у всех разной длины. У меня вот например не очень длинные. По этому при езде в городе когда пальцы всегда на сцеплении и тормозе, держаться получается только большими пальцами рук. А при старте при резком ускорении нагрузка на них еще больше возрастает. Отсюда и болят они. А ускорение на пегасе я бы не сказал что маленькое. Я думаю сек за 5-6 он сотню набирает и все это держат 2 больших пальца. В общем болят они от этого.
А, понятно... Теперь видимо модно всех учить держать пальцы на рычагах...
Я пришел к этому сам, но правда не привильно пальцы держу - у меня указательный и большой на газу, остальные на ручке тормоза. Ни как теперь не могу переучиться и тормозить указательным и средним...
Цитата (viper)
А ускорение на пегасе я бы не сказал что маленькое.
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: Triumph Daytona 675
Группа: Модераторы
Сообщений: 6256
Сейчас: Offline
Я пробовал пальцы на рычаге тормоза держать - что-то у меня видимо какие-то проблемы с координацией движения, я могу только на малых скоростях вот так ездить и всего одним указательным или средним пальцем во всех случаях нажимать рычаг тормоза. А на сцеплении я вообще пальцы не держу никогда - сначала тормоз нажимаешь, потом сцепление, все равно успеваешь его выжать, как бы резко не происходило торможение. У меня это уже на подсознании, я как-то даже и не задумываюсь никогда, ни во время маневров, ни во время торможения - все происходит на автомате. Может еще от выбранной дистанции до впереди идущего ТС зависит - я стараюсь на некотором отдалении ехать, но так, чтоб никто в это пространство залезть не смог...
В общем, что-то мне в последнее время кажется, что базовые навыки вождения должны быть одинаковые у всех, а всякие частности - как кому удобно. Правильных ответов не существует. Yamaha FZR400RR=>Honda VTR1000SP1=>Aprilia RSV1000R=>Aprilia Dorsoduro 1200 + KTM 990 Super Duke=>EBR 1190RX + Kawasaki Z1000=>Triumph Daytona 675 '06=>Triumph Daytona 675 '13
тоже не могу держать пальцы на тормозе, мне тупо неудобно. сколько затрачиваю времени на реакцию и на перенос пальца на рычаг тормоза не знаю.. вообще предпочитаю объехать а не тормозить в пол.
Поучительная история про торможение.
Ехал я тут из Ярика в Питер, и около (с)Волочка начался ремонт дороги. По российским "понятиям" он включает в себя непременно прямоугольные вырезы разной длины, никогда не огороженные и оставляемые как минимум на неделю. Ну вот, еду я за Вольвой какой-то старой, типа седан. Дистанция до нее метров пять, наверное, скорость около 60. В общем это было первой моей ошибкой, ибо среагировать адекватно на эти вырезы я не мог, а объехать их было можно.
В общем, влетаю в первый прямоугольник, еду по днищу, вижу кромку, думаю "подвеска Капо сглотнет" и действительно, глотает, только сильный удар в руль.. Думаю "жалко блин диски то, они ж еще не правятся нифига". Еду за той Вольвой дальше, скорость чуть сбросил (надо было вообще его дальше вперед пропустить)
Влетаю таки в другой вырез. Моментально думаю "Блин, щас опять удар будет" и перед самой кромкой чуть даю переднего тормоза. Тут же Капо поскальзывается и начинает танец "мумба юмба" из которого я вышел видимо только пойма кромку и выехав на нормальный асфальт.. Ну почти, почти.. Я уже почти увидел и потрогал асфальт, падение получилось бы очень неприятным.
Причина? Да даже не в самом тормозе, на нормальном покрытии с такой скорости ничего бы не произошло. Причина в другом - на днище вырезов какая-то масляная хрень, и даже чуть жамкнув тормоз Капо поскользил.. Надо было конечно добавлять и задний, но сработала реакция и я сразу отпустил, траектория выпрямилась. Ну и плюс - резина была староватая, передняя изношена - стоял Метц Туранс.
В общем на ремонте дорог будьте осторожны, держите дистанцию метров 10 до впереди идущей машины чтобы объезжать эти прямоугольники, внутри них лучше вообще не тормозить.
Сообщение отредактировал Nozomi - Вторник, 17.07.2012, 09:50
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: Triumph Daytona 675
Группа: Модераторы
Сообщений: 6256
Сейчас: Offline
Передняя изношенная резина - зло, это намного хуже изношенной задней. Особенно это в дождь заметно... За автомобилями надо ездить либо справа, либо слева - т.е. на линии с колесами автомобиля. Даже не столько из-за лучшего обзора дороги спереди или чтоб вас из кабины авто было лучше видно. Ибо все ямы-люки автомобилисты пропускают между колесами, и если ехать посередине, да еще и на малой дистанции - вы их все соберете. Yamaha FZR400RR=>Honda VTR1000SP1=>Aprilia RSV1000R=>Aprilia Dorsoduro 1200 + KTM 990 Super Duke=>EBR 1190RX + Kawasaki Z1000=>Triumph Daytona 675 '06=>Triumph Daytona 675 '13
zviadi, это да, но в том случае слева от него возможности ехать не было, ремонт дороги. Если б ехал по тракетории его колеса все равно бы влетел в прямоугольник - они были почти в ширину полосы, если только справа-слева немного. То есть при наличии расстоянии более 5 метров я бы мог либо притормозить до того как влечу в прямоугольник, либо его объехать. Передняя резина лысая конечно зло. В Питере сразу сменил ее на Мишлен новый
Город: Санкт-Петербург Мотоцикл: PEGASO 650 STRADA=>Dorsoduro 750
Группа: Проверенные
Сообщений: 628
Сейчас: Offline
Quote (zviadi)
Ну так рукотки-то наверное поэтому на все мотоциклы регулируемые ставят
А вот на Пегасе они почему то не регулируемые. По этому я и заказал регулируемые и складывающиеся. У меня привычка с мотошколы при тормозе сразу сцепление выжимать. т.к там было такое упражнение наз. "Резкое торможение" так там это делалось на небольшой скорости и на 2 передаче и там если не выжмешь сцепление, то заглохнешь. Оттуда у меня этот рефлекс и выработался.